Программа «Азбука здорового питания»

МАОУ гимназия № 2 имени А. П. Чехова

Программа «Азбука здорового питания»

Таганрог
2016

 


СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2.Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в гимназии

2.1. Рабочие помещения и оборудование

2.2. Санитарно-техническое обеспечение организации горячего питания в гимназии

3. План работы по реализации программы

3.1. Организационно-аналитическая работа, информационное обеспечение

3.2. Методическое обеспечение

3.3. Работа по воспитанию культуры питания среди обучающихся

3.4. Работа по воспитанию культуры питания среди родителей обучающихся

3.5. Работа по воспитанию культуры питания среди педагогического коллектива гимназии

3.6. Организация работы по улучшению материально-технической базы столовой, расширению сферы услуг для обучающихся и родителей

4.Ожидаемые результаты реализации программы

5.Заключение


 

Пояснительная записка

 

Полноценное питание школьников – не только обязательный элемент образовательного процесса, но и основа здоровья подрастающего поколения – определяет качество жизни и формирует человеческий капитал: образованную и здоровую нацию.

Д. А. Медведев

 

тот, кто не придает питанию должного значения, не может считаться интеллигентом и достоин всяческого осуждения в «приличном обществе»

А. П. Чехов

Приоритетные национальные проекты и реформы в сфере демографии дали толчок в развитии многих важных социальных инициатив. Подпроект «Школьное питание», дополняющий приоритетный нацпроект «Образование», занимает среди них особое место.

Научные исследования показывают: питание является базовым фактором, определяющим здоровье нации. Организация и качество школьного питания оказывается первопричиной многих серьезных проблем детского, а затем здоровья и всего общества.

Питание – один из факторов среды обитания, оказывающий непосредственное влияние на формирование здоровья детей и подростков. У детей и подростков в школьный период наблюдаются интенсивные процессы роста, сложная гормональная перестройка организма, деятельности нервной и сердечно-сосудистой системы, головного мозга. Значительное умственное и физическое напряжение, которое в последние годы значительно возросло в связи с увеличением потока информации, усложнением школьных программ, нередко в сочетании с дополнительными нагрузками, приводит к необходимости ответственного подхода к составлению режима питания современных детей. Пищевой рацион школьников должен покрывать все энергетические потребности, связанные с бурным ростом организма и интенсивной жизнедеятельностью детей. Очень часто это происходит, в основном, за счет потребления большого количества продуктов с высоким содержанием жира и сахара, что может привести к развитию в будущем ожирения, кариеса, гиповитаминозов, а также дефициту микронутриентов. Поэтому одной из главных целей является пропаганда здорового образа жизни и питания школьников.

В настоящее время преобладает увеличение количества детей школьного возраста, имеющих хроническую патологию и уменьшение числа относительно здоровых детей. В структуре заболеваний школьников стали чаще встречаться заболевания ЖКТ, почек, болезни обмена веществ, близорукость и сколиоз. Не рационально построенные нагрузки, не сбалансированное питание приводят к ухудшению здоровья и обострениям уже имеющихся хронических заболеваний.

Таким образом, полноценное питание школьников — не только обязательный элемент образовательного процесса, но и основа здоровья подрастающего поколения.

Актуальными являются следующие принципы здорового питания:

адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка;

сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам;

максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности;

оптимальный режим питания;

адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности;

учет индивидуальных особенностей здоровья детей;

обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд;

удовольствие от приема пищи, имеющее глубокий физиологический смысл: чем выше уровень развития вкусовой чувствительности, тем выше уровень защиты организма.

Обучающиеся, получающие здоровое питание, меньше утомляются и легче справляются со школьной нагрузкой. Регулярное питание, соблюдение режима питания – это прежде всего профилактика заболеваний пищеварительной системы. Достаточная обеспеченность ребенка всеми пищевыми ингредиентами, витаминами, макро- и микроэлементами улучшает состояние иммунной системы, повышает сопротивляемость организма к отрицательным факторам окружающей среды. Питание влияет на развитие центральной нервной системы, интеллекта, состояние работоспособности. Поэтому проблема школьного питания, полноценного, сбалансированного рациона приобретает в наши дни такую актуальность.

По официальным данным, состояние здоровья российских школьников далеко от нормы. Без хронических заболеваний школу заканчивают не более трети обучающихся, и в том числе – из-за неудовлетворительного состояния школьного питания.

В ходе анализа работы организации питания в гимназии выявлены следующие проблемы:

а) неполный охват обучающихся здоровым питанием;

б) недооценивание родителями важности здорового питания в гимназии;

в) отсутствие у части обучающихся навыков семейного здорового питания;

Для создания условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного здорового питания, поиска новых форм обслуживания детей, увеличения охвата обучающихся здоровым питанием в гимназии разработана комплексно-целевая программа «Азбука здорового питания».

Цель: Обеспечение здорового питания гимназистов в целях сохранения и укрепления их здоровья, профилактики заболеваний и формирования общей культуры рационального питания.

Задачи:

1. Организация образовательно-разъяснительной работы с гимназистами, родителями, педагогами – пропаганда здорового питания.

2. Формирование у гимназистов и родителей и педагогов потребности в рациональном питании как неотъемлемой части сохранения и укрепления здоровья.

3. Разработка и внедрение новых форм организации горячего питания.

4. Обеспечение качественного, сбалансированного питания детей.

5. Внедрение современных методов мониторинга состояния питания.

6. Эффективное использование материально-технологического оборудования столовой.

 

Основные направления работы

1. Организация и регулирование здорового питания предусматривает:

развитие системы мониторинга состояния здоровья обучающихся, обеспечения их необходимым качественным и количественным составом рациона питания и ассортиментом продуктов, используемых в питании;

развитие механизмов организации и контроля в системе школьного питания согласно плана;

формирование навыков здорового питания у педагогов, обучающихся и их родителей, организация обучающих семинаров по вопросам организации питания;

организация правильного, сбалансированного питания детей и подростков с учетом их возрастных особенностей;

обеспечение доступности, безопасности и эффективности школьного питания;

оказание социальной поддержки отдельным категориям обучающихся;

использование разных форм и методик организации питания.

2. Укрепление материально-технической базы столовой гимназии предусматривает:

отработку системы эксплуатации нового оборудования, полученного в рамках Федеральной программы «Модернизации школьного питания»,

совершенствование дизайна гимназической столовой, отработку системы формирования культуры питания.

3.Повышение квалификации персонала предусматривает:

повышение профессионального уровня специалистов в области школьного питания через систему повышения квалификации;

проведение конкурсов, выставок, презентаций школьных обедов;

увеличение штатных работников гимназической столовой.

 

Участники и формы их деятельности по реализации программы «Азбука здорового питания»

 

Гимназический совет по питанию:

– организация образовательно-разъяснительной работы с гимназистами и родителями – пропаганда здорового питания;
– координация деятельности гимназических структур по организации здорового питания;
– совещания;
– семинары;
– контроль эффективности использования материально-технологического оборудования столовой.

Педагог- организатор

– пропаганда здорового образа жизни;
– пропаганда санитарно-гигиенических знаний среди обучающихся и родителей;
– рейд «Семья»: изучение опыта семейного питания;
– разработка и внедрение новых форм организации горячего питания;
– внедрение современных методов мониторинга состояния питания;
– выпуск газеты «Школа здорового детства»

Медицинский работник

– контроль за состоянием здоровья обучающихся;
– контроль работы гимназической столовой и пищеблока;
– контроль качества и сбалансированности питания детей;
– выпуск санбюллетеней по проблемам здорового питания.

Классные руководители

– формирование у гимназистов и родителей потребности в здоровом питании как неотъемлемой части сохранения и укрепления здоровья;
– уроки здоровья – санитарно-гигиеническое просвещение (родительский всеобуч);
– индивидуальные беседы с обучающимися и родителями;
– работа клуба семейного питания: обмен опытом (родительский комитет).

Семья

– формирование и практическая отработка навыков здорового питания;
– воспитание культуры питания;
– организация контроля за здоровым питанием детей в семье;
– участие в пропаганде здорового питания: конкурсы, викторины, подготовка материалов для газеты «Школа здорового детства».

 

Добавить комментарий